- Как Вы попали в Forbes?
Интерес к журналистике у меня начал просыпаться еще в школе, когда я прошел кастинг на роль ведущего в детской телевизионной программе “Школа ТВ” на канале МТРК.. Во время учебы в университете я устроился в известное некогда медиа — «Эксперт Казахстан», а после его закрытия перешел в Forbes на должность бизнес-аналитика. Мы проводили серьезную аналитическую работу с большими массивами данных. Во время пандемии мы с коллегами начали вести YouTube-канал «Forbes Казахстан». Последние годы я возглавляю проект «30 до 30». Также я редактор проекта «Образование», иногда пишу в рубрику Life об интересных людях и рассказываю о разных местах, которые могли бы привлечь ваше внимание.
- Изменилась ли Ваша жизнь после того, как Вы стали возглавлять рейтинг?
Работа в Forbes имеет как и яркие плюсы, так и свои минусы. Минусом для меня является повышенное внимание от окружающих, так как многие хотят оказаться в Forbes. Поэтому я с годами стал разделять работу, семью и близкое окружение.
Но моя жизнь действительно изменилась благодаря изданию, ведь оно дает большую возможность пробовать то, что ты бы сам вряд ли попробовал самостоятельно.
Еще один важный момент — ощущение того, что ты занимаешься тем, что сто процентов приносит пользу. В проекте «30 до 30» я чувствую это в полной мере, ведь мы рассказываем о молодых и талантливых людях, которые добились успеха и признания честным трудом. Да, возможно они не заработали миллиарды и миллионы долларов, но приносят пользы совсем не меньше.
- Вы мечтали когда-нибудь о том, чтобы попасть в рейтинги?
Нет. Рейтингов в моей голове никогда не было. Все, о чем я думал — как бы так переехать из Петропавловска в Алматы и более менее устроить свою жизнь, состояться как специалист, не остаться на задворках собственных фантазий о красивой будущей жизни. Я думаю, что если кто-то изначально ставит себе цель попасть в какой-либо рейтинг, то скорее всего он потерпит неудачу. В первую очередь, человек должен думать о том, что он может сделать, какой продукт создать, чтобы принести пользу обществу, сделать лучше и проще жизнь простых людей. Все великие достижения современности — результат не того, что кто-либо гнался за пьедестал в каком-то рейтинге. И конечно, важно помнить, что успех приносит только то дело, которое ты любишь. То, чем ты занимаешься в удовольствие, а не идешь против себя.
- А теперь о гастрономии. Зачем мы едим?
Чтобы чувствовать жизнь, так как еда — это одна из природных потребностей. Однако я не отношусь к этой идее с утилитарной или прагматичной точки зрения. Пару раз в неделю я должен поесть красиво, в хорошем месте.
Мне нравится ассоциировать ресторан с выставкой, театром или вечером чтения стихов. Разная еда в сочетании с напитками, интересным интерьером, музыкой и атмосферой культурно наполняет. Во время ужина ты можешь беседовать, общаться, смеяться.
- Вы можете назвать заведения, в которых получаете наивысшее наслаждение?
Я бы назвал ресторан украинской кухни — «Bitanga». Это опыт, когда ты можешь поесть домашнюю еду, как в детстве, при этом все это выглядит картинно, ресторанно. Также советую пойти в ресторан греческий кухни — «Spiros». Я понимаю, что делать греческую кухню не очень-то и просто, учитывая, что часть определенных продуктов сложно достать, дороже, чем обычный ряд тех ингредиентов, что используется в кухнях других народов.
Также, очень советую недавний проект Jent, который открыл Александр Прошенков.
В Астане есть ресторан «LoYo» с удивительным сервисом, где приятно общаться с официантами и проводить там время.
- Какое заведение Вы бы могли назвать, где есть соотношение цены и качества?
Я думаю, что в сфере общественного питания. Например, «Qaganat» в соотношении цены и качества — потрясающее. А так, к сожалению, не могу назвать ни одного ресторана в Казахстане, где ты действительно чувствуешь, что вот за это ты готов заплатить.
На это влияет культ потребления. Мы в Казахстане тратим большую часть своих денег на еду. Это подтверждает Бюро национальной статистики — более 50% денег тратится на еду.
- Как Вы оцениваете развитие гастрономической культуры в Казахстане?
В последние пять лет уровень гастрономической культуры существенно вырос. Развиваются проекты, связанные с традиционной кухней. Все больше молодежи интересуется индустрией HoReCa. Также нельзя забывать, что в последние годы из-за войны, которую развязала Россия, в страну нахлынуло большое число эмигрантов, которые тоже начали открывать в стране новые проекты или устраивается в уже существующие, делясь опытом с местными специалистами. Гастрономическое будущее Казахстана большое, и оно продолжит наполнятся новыми взглядами и смыслами.
Нам нужно развивать проекты нео-национальной кухни, пространственных переосмыслений казахской кухни. Это то, что мы можем показать миру, потому что никто лучше нас не сможет приготовить наши национальные блюда и десерты.
- Существует стереотип, что в Алматы сервис лучше, чем в Астане. Как Вы думаете, это действительно так?
Я думаю, что в Алматы уровень все же выше среднего. Единственное, я бы отбирал возможность у людей называть проекты ресторанами, если они не являются таковыми. Ты это чувствуешь только тогда, когда раскачиваешь свою насмотренность, путешествуешь, смотришь, как едят в других странах, в Гонконге, в Китае, в Шэньчжэне, в Нью-Йорке. Но если говорить про общепит, то в Казахстане действительно сервис лучше. Однако тут я не могу быть объективным из-за чувства патриотизма.
- Какое направление кухни Вам больше всего нравится?
Первое — это казахская кухня.
Вторая кухня — это европейская, по большей части итальянская.
На третьем месте корейская кухня.
- Вы недавно ездили в Swiss Detox. Расскажите о своих ощущениях. Какие изменения произошли в организме?
Я был в одном из лучших в мире детокс-санаториев — «Chenot», в Швейцарии. Меня туда отправили в качестве обзорщика Forbes. Программа имеет недельный формат. Естественно, я значительно похудел — на 4 кг. Я почувствовал, как ушла вся грязь, все токсины и шлаки. Каждый день это был определённый вид процедур и специальная диета. Мы в день ели порядка 700 калорий в день. Также у меня было 30-часовое голодание, было очень сложно перестроиться, но оно того стоит. Я вернулся не только чистым в плане здоровья, но еще заработал новые привычки и смог побороть старые, как чрезмерное употребление кофе.
- Какое блюдо оставило у Вас самые яркие впечатления?
Это рёбра в Нью-Йорке. Тогда я на себе прочувствовал американскую культуру работы с мясом. Я нигде в мире не ел такое мясо, как там. Мне кажется, это нереальный уровень. Советую тем, кто будет в Америке, попробовать там мясо, стейки.
- Недавно Вы стали амбассадором ресторана. Как Вы считаете, почему они выбрали Вас? Поделитесь эмоциями.
Я скорее журналист, которого знают многие из разных индустрий, в том числе отели, рестораны, гостиницы, кафе и так далее.
Мне эту идею предложил Ильяс Солтанбаев, может, после моих обзоров на рестораны, поскольку на рынке очень мало людей, кто этим занимается и не является ангажированным.
Бренд-амбассадорство подразумевает мое присутствие в ресторане, поесть что-то, поучаствовать в их коммерческих съемках для каких-то материалов, Инстаграма. Это коммерческая история, основанная на том, что мы просто совпали во вкусах, идеях, общении. Это часть моей жизни, мне нравится еда, разные напитки, красиво проводить время. Но я не рассматриваю это, как долгоиграющую историю.
- Что бы Вы посоветовали рестораторам, поварам, предпринимателям в индустрии гастрономии?
Я бы посоветовал не убивать свободу и не смотреть на какие-то рамки общественные или критику. Эта внутренняя свобода дает миру удивительные проекты. Было бы классно, если бы люди шли в эту индустрию только потому, что они действительно хотят там работать. Чем больше людей с горящими глазами будут заниматься тем, что им нравится, тем будет лучше во всех сферах.
- Как Вы думаете, какая поддержка нужна им со стороны государства?
Я бы хотел, чтобы государство в целом не мешало своими административными и налоговыми барьерами. Чтобы в Казахстане можно было вести бизнес спокойно, свободно. Все изменится в стране, если будут справедливый суд, независимые СМИ и национальный банк. Ну и, конечно, справедливая избирательная система. Четыре параметра, которые полностью изменят жизнь в стране.