Этнические украшения могут быть больше, чем аксессуар — они становятся носителями памяти, визуальными кодами и языком, через который можно говорить о себе, при этом быть современными. Для Айнур Кангужиной бренд украшений Aimaq — это способ сохранить и переосмыслить традиционные казахские формы, дать им современное звучание и вернуть их в повседневную жизнь. В интервью — о том, с чего всё началось, об этапах создания украшений и вдохновении.
— С чего начался бренд AIMAQ?
— Если отвечать на вопрос, зачем я открыла ювелирный бренд, то, наверное, в первую очередь — для себя. Мне хотелось носить украшения, в которых есть история — казахская, этническая, но переосмысленная, адаптированная к сегодняшнему дню. Потом начали просить подруги. А дальше пришло понимание: это не просто про украшения. Это способ сохранить исторические артефакты, формы и символы, которым уже по 100–200 лет, но дать им шанс жить дальше — не в музее, а в нашей повседневности.

-Что означает AIMAQ?
— Для меня было очень большим удивлением, когда я показывала украшения специалистам, и они говорили: «О, это — Северный Казахстан», «Это — Восточный Казахстан». Я спрашивала: как вы это видите? Оказывается, можно различить очень много культур, которые были до — ну, то есть племён, которые влияли на нас, на нашу культуру. И сегодня — это такая квинтэссенция того, что было тогда. Для меня AIMAQ — это про то, что наша страна такая огромная. В ней есть столько разных стилей, о которых мы даже не знаем. С тюркского языка «Aimaq» — это регион, область, племя, клан. И во многих тюркских языках это слово до сих пор имеет такое значение.

— Как проходит процесс создания украшения — от первоначальной идеи до готового изделия? Какие этапы для вас наиболее значимы?
— Самый важный этап для меня — это даже не создание украшения как такового, а всё, что происходит до него. Я коллекционирую казахские украшения XIX–XX века. Изучаю, сравниваю, отсматриваю те, что выбиваются из общего ряда — нестандартные формы, редкие символы, необычное исполнение. Именно такие я начинаю глубже исследовать: ищу их истоки, значение, региональную принадлежность. Часто для этого езжу в экспедиции — посмотреть, где и как это могло появиться, что повлияло на форму или орнамент. Это, наверное, самый важный момент: найти и выбрать нечто действительно значимое, что, на мой взгляд, уже почти утрачено. А дальше — начинается адаптация. Мы переносим артефакт в современную форму, делаем мастер-модель и запускаем в тираж. Но всё начинается именно с отбора и смысла.
— Какие элементы казахской культуры или истории вдохновляют вас больше всего, и как они проявляются в ваших украшениях?
— Скорее всего, не что-то конкретно определенное. Есть, например, то, что мы используем часто в своих украшениях, это техника зернения. Она — сложная, и, как вы можете видеть, в наших украшениях она часто представлена. Эта техника появилась, как минимум, со времен сакской эпохи, и она до сих пор сохранилась, и чаще всего используется на западе Казахстана. Но этот элемент в разном виде представлен во всех регионах Казахстана. Поэтому он меня очень сильно вдохновляет, и это больше про плодородие, множественность, и это очень интересная техника.

— Как вы видите развитие AIMAQ в будущем? Какие амбиции и цели стоят перед вами и брендом на ближайшие пять лет?
— Если говорить о планах AIMAQ на будущее, то, честно говоря, каких-то громких амбиций или стратегий на 5 лет у нас нет. То, что я задумала в самом начале — уже реализовалось. Сейчас хочется просто идти дальше: продолжать исследования, находить забытые формы, репродуцировать их с уважением и аккуратной адаптацией. Хочется подавать пример: что этническое можно и нужно носить сегодня, что наши традиции — это не что-то «устаревшее», а глубокое, красивое, живое. Чтобы украшения становились способом каждый день говорить о себе, о своей культуре — без стеснения, с гордостью и любовью.
— Что вас вдохновляет и мотивирует двигаться дальше?
— Меня вдохновляют люди. Те, кто выбирает AIMAQ не ради громких заявлений, а просто потому что хочет быть красивым каждый день — по-своему, с тонкой ноткой идентичности. Им близка идея: что украшение может быть тихим, но точным способом сказать миру о себе. Без пафоса, но с глубиной. Вдохновляют и те, кто поддерживает нас, кто слушает истории, кому интересны мои находки из экспедиций, мои маленькие открытия. С ними можно делиться сокровенным — и они понимают. И вот эта тёплая связка между прошлым и настоящим, между мной и теми, кто носит AIMAQ — это и есть моя главная мотивация.
— Какая ваша самая большая мечта?
Если не поздно, скажу просто. Мечтаю, чтобы был мир — у всех и везде. Чтобы люди уважали друг друга и дружили. Чтобы небо над головами было чистым. И безопасным.
Источник фото: aimaq_kz